Предмет - категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания. Один и тот же объект может быть предметом различных видов исследования.

В социологии подобъектом понимается определённая реальность, не зависящая от исследователя. А под предметом - свойства, стороны, отношения и процессы данной реальности, выделяемые для целенаправленного изучения.

Разграничение объекта и предмета было намечено Имманулом Кантом.

Итак, под объектом понимается часть объективного мира, а под предметом - то, что подлежит изучению в нём. Понятие объекта шире по своему объему, чем понятие предмета, поскольку предмет - часть объекта. В окончательном виде объекту и предмету можно дать следующие формулировки:

Объект - это фрагмент объективной, т.е. существующей независимо от сознания исследователей действительности.

Предмет - это специфический для науки угол зрения на объект, аспект самого объекта, специфичный для определённой отрасли науки и задаваемый её категориальным аппаратом, используемыми ею методами исследования.

Что же представляют собой объект и предмет психологии как науки? В 1912г. Г.И.Челпанов в учебнике «Психология» даёт определение: «Психология есть учение о душе».

В 1926г. К.Н.Корнилов в своём первом учебнике отмечает: «Психология изучает не саму душу, а проявления этой души, психология является наукой о закономерностях психической деятельности человека».

В одном из наиболее популярных учебных изданий «Атлас по психологии» М.В. Гамезо и И.А. Домашенко определяют психологию как науку, которая изучает процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и других процессов и явлений психики.

 

Сопоставляя приведённые определения, можно заметить, что в качестве объекта психологии выступает психика, а в качестве предмета различные её проявления.Поэтому, в более позднее время на рубеже веков (20-21) появляется следующее определение психологии:

Психология - наука и система знаний о закономерностях, механизмах, психических фактах и явлениях в жизни человека.

В данном случае чётко определён объект психологии - психика, а в качестве предмета выделяются факты, закономерности и механизмы психики.

Среди многообразных проявлений психики выделяют психические процессы, психические состояния, психические свойства личности.

Различают познавательные, эмоциональные, регуляторные психические процессы. Главная функция познавательных процессов - отражение свойств внешнего мира и внутренних особенностей организма. Познавательные процессы информируют о свойствах и явлениях окружающего мира, являются источником разнообразных знаний и помогают открывать законы развития природы и общества. Познание имеет 2 ступени: образную и логическую. Образные познавательные процессы - ощущение, восприятие, представление. К процессам логического познания относится мышление.

В эмоциональных психических процессах отражаются отношения человека. Они окрашивают жизнь человека различными оттенками переживаний (положительных или отрицательных). Гамма человеческих эмоций многообразна, это, например, - счастье, удивление, горе, страдание и т.д.

Основным назначением регуляторных процессов является регуляция поведения и деятельности человека, обеспечивающая избирательный и целенаправленный характер реакции. К регуляторным процессам относятся процессы внимания и воли.

Кроме того, выделяются так называемые интегративные или сквозные психические процессы, которые участвуют в протекании всех психических процессов, к ним относятся: речь, которая выступает в качестве 2 - й сигнальной системы и связывает чувственное и логическое познание и память, которая может быть образной, логической и эмоциональной. Кроме того, память связывает в сознании человека настоящее и прошлое, обеспечивая целостность личности.

Психические состояния - относительно устойчивые явления психической деятельности, характеризующие психику в целом. Их можно рассматривать как фон, на котором протекают психические процессы. Они могут благоприятствовать или не благоприятствовать активной деятельности. Это состояния работоспособности, утомления, стресс, аффекта и др.

Психические свойства - это устойчивые образования, обеспечивающие определённый уровень поведения и деятельности, характерный для данного человека. К психическим свойствам относятся темперамент, характер, способности человека, направленность его личности.

Общая психология - это отрасль психологической науки, которая изучает наиболее общие закономерности, выявляемые психологией, методы исследования, которыми пользуется психология, теоретические принципы, которых она придерживается, основные научные понятия, которые вошли в её обиход.

 

Предметом изучения общей психологии являются:

познавательная и практическая деятельность;

общие закономерности психических процессов: ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, психической саморегуляции;

дифференциально-психологические особенности личности человека;

характер, темперамент, преобладающие мотивы поведения и т.д.;

 

фундаментальные проблемы:

сущность и содержание психического, возникновение и развития психики в фило и онтогенезе.

Основная задача психологии как науки - раскрытие законов возникновения, развития и протекания психической деятельности человека, становление его психических свойств, выявление жизненного значения психики и тем самым оказание помощи при её овладении, целенаправленное её формирование соответственно потребностям общества.