А

Адаптация (англ. - adaptation, нем. - Adaptuerung) - приспособление органа, организма, личности или группы к изменившимся внешним условиям. Различают адаптацию: физиологическую; медицинскую; анализаторов (как изменение их чувствительности); социально-психологическую (как взаимодействие личности или социальной группы с социальной средой при включении в новую группу); профессиональную (при включении в новые условия труда).

Абсолютный порог ощущений – минимальная величина раздражителя любой модальности (светового, звукового и др.), способного вызвать едва заметное ощущение.

Абстракция – мысленное выделение какого либо признака или свойства предмета, явления с целью его более детального изучения.

Автокинетический эффект – иллюзорное, кажущееся движение на самом деле неподвижного объекта, например, светящейся точки в темноте при длительной фиксации взора на ней в отсутствие каких – либо других видимых объектов в поле зрения.

Авторитарный – (властный, директивный) характеристика человека как личности или его поведения в отношении других людей, подчёркивающая склонность пользоваться преимущественно недемократическими методами воздействия на них: давление, приказы, распоряжения и т.п.

Авторитетность – способность человека иметь определённый вес среди людей, служить для них источником идей и пользоваться их признанием и уважением.

Агглютинация – слияние различных слов в одно с сокращением их морфологической структуры, но с сохранением первоначального смысла. В психологии – одна из существенных характеристик слов, используемых во внутренней речи.

Агрессивность – (враждебность) поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.

Адаптация – приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки.

Аккомодация – изменение кривизны хрусталика глаза с целью точной фокусировки изображения на сетчатке.

Активность – понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов – раздражителей.

Акцентуация – выделение какого-либо свойства или признака на фоне других, его особенное развитие.

Акцептор действия – понятие, введённое П.К.Анохиным. Обозначает гипотетический психофизиологический аппарат, существующий в Ц.Н.С. и представляющий собой модель будущего результата действия, с которой затем считаются параметры реально выполненного действия.

Альтруизм – черта характера, побуждающая человека бескорыстно приходить на помощь людям и животным.

Амбивалентность – двойственность, противоречивость. В психологии чувств обозначает одновременное присутствие в душе человека противоположных, несовместимых друг с другом стремлений, касающихся одного и того же объекта.

Амнезии – нарушение памяти.

Анализатор – понятие, предложенное И.П.Павловым. Обозначает совокупность афферентных и эфферентных нервных структур, участвующих в восприятии, переработке и реагировании на раздражители.

Анимизм – древние учение об объективном существовании, переселении душ и духов, а также фантастических, сверхъестественных признаков.
Антиципация – предвосхищение, ожидание наступления чего-либо.

Апатия – состояние эмоционального равнодушия, безразличия и бездеятельности:

Апперцепция – понятие, введённое немецким учёным Г.Лейбницем. Определяет состояние особенной ясности сознания, его сосредоточенности на чём-либо. В понимании другого немецкого учёного, В.Вундта, обозначало некоторую внутреннюю силу, направляющую течение мысли и ход психических процессов.

Апраксия – нарушение движений у человека.

Ассоциация – соединение, связь психических явлений друг с другом.

Ассоциационизм – психологическое учение, использовавшее ассоциацию как главный объяснительный принцип всех психических явлений. А. Господствовал в психологии XVIII – XIX вв.

Атрибуция – приписывание какого-либо непосредственно не воспринимаемого свойства предмету, человеку или явлению.

Атрибуция каузальная – приписывание некоторой объяснительной причины наблюдаемому действию или поступку человека.

Аттракция – привлекательность, влечение одного человека к другому, сопровождающееся положительными эмоциями.

Автогенная тренировка – комплекс специальных упражнений, основанных на самовнушении и используемых человеком для управления собственными психическими состояниями и поведением.

Аутизм – нарушение нормального хода мышления под влиянием болезни, психотропных или иных средств. Уход человека от реальности в мир фантазий и грёз. В наиболее яркой форме обнаруживается у детей дошкольного возраста и у больных шизофренией. Термин введён врачом - психиатром Е.Блейлером.

Афазии – нарушение речи.

Аффект – кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.

Афферентный – понятие, характеризующие ход процесса нервного возбуждения по нервной системе в направлении от периферии тела к головному мозгу.

Аффилиация - потребность человека в установлении, сохранении и упрочнении эмоционально положительных: дружеских, товарищеских, приятельских отношений с окружающими людьми.




Б

Барьер психологический – внутренне препятствие психологической природы ( желание, боязнь, неуверенность и т.п. ), мешающее человеку успешно выполнить некоторое действие. Часто возникает в деловых и личных взаимоотношениях людей и препятствует установлению между ними открытых и доверительных отношений.

Бессознательное – характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание.

Бихевиоризм – учение, в котором в качестве предмета психологических исследование рассматривается только поведение человека и изучается его зависимость от внешних и внутренних материальных стимулов. Б. Отрицает необходимость и возможность научного исследования собственно психических явлений. Основателем Б. Считается американский учёный Д.Уотсон.

Большая группа – значительное по количественному составу социальное объединение людей, образованное на основании какого-либо абстрагированного (см. абстракция) социально – демографического признака: пола, возраста, национальности, профессиональной принадлежности, социального или экономического положения и т.п.

Бред – ненормальное, болезненное состояние психики человека, сопровождающееся фантастическими образами, видениями, галлюцинациями (см. также Аутизм).

Брейнсторминг – специальный метод организации совместной групповой творческой работы людей, рассчитанной на повышение их умственной активности и решение сложных интеллектуальных задач.




В

Валидность – качество метода психологического исследования, выражающееся в его соответствии тому, для изучения и оценки чего он изначально был предназначен.

Вера – убеждённость человека в чем-либо, не подкрепляемая убедительными логическими аргументами или фактами.

Вербальное научение – приобретение человеком жизненного опыта, знаний, умений и навыков через прямое наблюдение и подражание наблюдаемому объекту.

Влечение – желание, или потребность, что-либо сделать, побуждающее человека к соответствующим действиям.

Внимание – состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте.

Внутренняя речь – особенный вид человеческой речевой деятельности, непосредственно связанный с бессознательными, автоматически протекающими процессами перевода мысли в слово и обратно.

Внушаемость – податливость человека действию внушения.

Внушение – неосознанное влияние одного человека на другого, вызывающее определённые изменения в его психологии и поведении.

Возбудимость – свойство живой материи приходить в состояние возбуждения под влиянием раздражителей и сохранять его следы в течение некоторого времени.

Возрастная психология – область психологии, изучающая психологические особенности людей разного возраста, их развитие и переходы из одного возраста в другой.

Воля – свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.

Воображение – способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

Воспоминание (припоминание) – воспроизведение по памяти какой-либо ранее воспринятой информации. Один из основных процессов памяти.

Восприятие – процесс приёма и обработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа.

Время реакции – интервал времени между началом действия какого-либо стимула и появлением в организме определённой реакции на него.

Вторая сигнальная система – система речевых знаков, символов, вызывающих у человека такие же реакции, как и и реальные объекты, которые этими символами обозначены.

Выразительные движения (экспрессия) – система данных от природы или выученных движений (жесты, мимика, пантомимика), при помощи которых человек невербальным путём передаёт информацию о своих внутренних состояниях или внешнем мире другим людям.

Высшие психические функции – преобразование под влиянием жизни в обществе, обучения и воспитания психические процессы человека. Понятие введено Л.С.Выготским в рамках культурно-исторической теории развития В.п.ф.

Вытеснение – один из защитных механизмов (см.) в психоаналитической теории личности (см. психоанализ). Под действием В. из памяти человека выводятся из сознания в сферу бессознательного сведения, вызывающие у него сильные неприятные эмоциональные переживания.

Валидность – качество метода психологического исследования, выражающееся в его соответствии тому, для изучения и оценки чего он изначально был предназначен.

Вера – убеждённость человека в чем-либо, не подкрепляемая убедительными логическими аргументами или фактами.

Вербальное научение – приобретение человеком жизненного опыта, знаний, умений и навыков через прямое наблюдение и подражание наблюдаемому объекту.

Влечение – желание, или потребность, что-либо сделать, побуждающее человека к соответствующим действиям.

Внимание – состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте.

Внутренняя речь – особенный вид человеческой речевой деятельности, непосредственно связанный с бессознательными, автоматически протекающими процессами перевода мысли в слово и обратно.

Внушаемость – податливость человека действию внушения.

Внушение – неосознанное влияние одного человека на другого, вызывающее определённые изменения в его психологии и поведении.

Возбудимость – свойство живой материи приходить в состояние возбуждения под влиянием раздражителей и сохранять его следы в течение некоторого времени.

Возрастная психология – область психологии, изучающая психологические особенности людей разного возраста, их развитие и переходы из одного возраста в другой.

Воля – свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.





Г

Галлюцинации – нереальные, фантастические образы, возникающие у человека во время болезней, влияющих на состояние его психики (см. также аутизм, бред).

Генерализация стимула – приобретение многими стимулами (см. раздражитель), изначально не связанных с условной реакцией (см. рефлекс условий), способности её вызывать.

Генетическая психология – отрасль психологической науки, изучающая происхождение психических явлений и их связь с генотипом человека.

Генетический метод – метод изучения психических явлений в развитии, устанавливающий их происхождение и законы преобразования по мере развития (см. также исторический метод).

Гениальность – высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающих его выдающейся личностью в соответствующей области или сфере деятельности.

Генотип – совокупность генов или каких-либо качеств, полученных человеком в наследство от своих родителей.

Гештальт – структура, целое, система.

Гештальтпсихология – направление психологических исследований, возникшее в Германии в начале XX в. в период открытого кризиса психологической науки. В противоположность ассоциационизму гештальтпсихология утверждала приоритет структуры, или целостности, в организации психических процессов, законах и динамике их протекания.

Гилозоизм – философское учение о всеобщей одухотворённости материи, утверждающее, что чувствительность как элементарная форма психики присуща всем без исключения вещам, существующим в природе.

Гипноз – вызванное внушающим воздействием временное отключение сознания человека или снятие сознательного контроля над собственным поведением.

Гомеостаз – нормальное состояние равновесия органических и других процессов в живой системе.

Грёзы – фантазии, мечты человека, рисующие в его воображении приятные, желаемые картины будущей жизни.

Группа – совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких, общих для них признаков (см. также малая группа).

Групповая динамика – направление исследований в социальной психологии, в котором изучается процесс возникновения, функционирования и развития разных групп.

Гуманистическая психология – отрасль психологии, в которой человек рассматривается как высшее духовное существо, ставящее перед собой цель самосовершенствования и стремящееся к её достижению. Г.п. возникла в первой половине XX в. основоположниками считаются американские учёные Г. Оллпорт, А. Маслоу, К Роджерс.




Д

Девиантное поведение – (см. отклоняющееся поведение).

Деперсонализация (обезличивание) – временная утрата человеком психологических и поведенческих особенностей, характеризующих его как личность.

Депрессия – состояние душевного расстройства, подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности.

Детерминация – причинное обусловливание (см. детерминизм).

Детерминизм – философско-гносеологическое учение, утверждающее наличие и возможность установления объективных причин всех явлений, существующих в мире.

Детская психология – отрасль возрастной психологии, в которой изучается психология детей разного возраста, от рождения, до окончания школы.

Деятельность – специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование деятельности и самого себя.

Деятельность предметная – деятельность, подчинённая в своём течении особенностям предметов материальной и духовной культуры, созданных людьми. Рассчитана на усвоение способов правильного употребления этих предметов людьми и развитие их способностей.

Диспозиция – предрасположенность, готовность человека к определённым внешним или внутренним действиям.

Дистресс – отрицательное влияние стрессовой ситуации на деятельность человека, вплоть до её полного разрушения.

Дифференциальная психология – отрасль психологической науки, изучающая и объясняющая психологические и поведенческие различия людей.

Доминанта – преобладающий очаг возбуждения в головном мозге человека, связанный с повышенным вниманием или актуальной потребностью. Способен усиливаться за счёт притяжения возбуждений с соседних участков мозга. Понятие Д. Введено А.Ухтомским.

Драйв – понятие, обозначающее неосознаваемое внутреннее влечение общего характера, порождаемое некоторой органической потребностью. Используется в психологии мотивации и в теории научения.

Дуализм – учение о независимом, самостоятельном существовании тела и души. Берёт своё начало в работах древних философов, но полное развитие получает в средние века. Развёрнуто представлено в работах французского философа Р.Декарта.

Душа – старое, использовавшееся в науке до появления слова «психология» название совокупности явлений, исследуемых в современной психологии.




Ж

Желание – состояние актуализированной, т.е. начавшей действовать, потребности, сопровождаемое стремлением и готовностью сделать что-либо конкретное для её удовлетворения.

Жест – движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние или указывающее на какой-либо объект во внешнем мире.

Жизнедеятельность – совокупность видов активности, объединяемых понятием «жизнь» и свойственных живой материи.




З

Забывание - процесс памяти, связанный с утратой следов прежних воздействий и возможности их воспроизведения (см. воспоминание).

Задатки – предпосылки к развитию способностей. Могут быть врождёнными и приобретёнными при жизни.




И

ИНТРОВЕРСИЯ (англ. - introversion, нем. - Introverzion) - ориентация на свой внутренний мир;

ИНТРОВЕРТ (англ. - introvert, нем. - Introvert) - тип личности, направленность которой в большей степени определяется внутренним миром с выраженным развитием Я, памяти и воображения. Понятие и термин введены К.Г. Юнгом.

Идентификация – отождествление. В психологии – установление сходства одного человека с другим, направленное на его воспоминание и собственное развитие идентифицирующегося с ним лица.

Идеомоторика – влияние мыслей на движения, проявляющееся в том, что всякая мысль о движении сопровождается едва заметным реальным движением наиболее подвижных частей тела: рук, глаз, головы и туловища. Эти движения зачастую являются непроизвольными и скрытыми от сознания самого человека, совершающего их.

Иллюзии – феномены восприятия, воображения, и памяти, существующие только в голове человека и не соответствующие какому-либо реальному явлению или объекту.




К

Катарсис – очищение. Психоаналитический термин, обозначающий душевное облегчение, наступающее у человека после сильных эмоциональных переживаний типа аффекта или стресса.

Коллектив – высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали. К. обладает повышенной эффективностью в работе, проявляющейся в форме сверхаддитивного эффекта.

Коммуникации – контакты, общение, обмен информацией и взаимодействие людей друг с другом.




Л

Либидо – одно из основных понятий психоанализа. Обозначает некоторый вид энергии, чаще всего биохимической, которая лежит в основе потребностей и поступков человека. Понятие Л. введено в научный оборот З.Фрейдом.

Личность – понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность.




М

МЕЛАНХОЛИК (англ. - melancholic person, нем. - melancholische Person) - восходящее к Гиппократу обозначение одного из четырёх типов темперамента; характеризуется лёгкой ранимостью, склонностью к глубоким переживаниям даже незначительных событий при вялом внешнем реагировании; человек, склонный к депрессии, настроениям грусти, подавленности.

Малая группа – небольшая по численности совокупность людей, включающая от 2-3 до 20-30 человек, занятых общим делом и имеющих прямые личные контакты друг с другом.

Мечты – планы человека на будущее, представленные в его воображении и реализующие наиболее важные для него потребности и интересы.

Мотив – внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека.




Н

Наблюдение – метод психологического исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств.

Намерение – сознательное желание, готовность что-либо сделать.

Напряжённость – состояние повышенного физического или психологического возбуждения, сопровождаемое неприятными внутренними чувствами и требующие разрядки




О

Образ – обобщённая картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нём, поступающей через органы чувств.

Общение – обмен информацией между людьми, их взаимодействие.

Одарённость – наличие у человека задатков к развитию способностей




П

Память – процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации.

Пантомимика – система выразительных движений, совершаемых при помощи тела.

Патопсихология – область психологических исследований, связанная с изучением отклонений в психике и поведении человека при различных заболеваниях.

ПСИХОАНАЛИЗ (англ. - psychoanalysis, нем. - Psychoanaluse) - метод психотерапии и психологическое учение, развитое З. Фрейдом в конце XIX - в начале ХХ веков; внимание акцентируется на изучении бессознательных психических процессов и мотиваций. Как главный источник невротических симптомов и различных патологических явлений у человека рассматривается вытеснение из его сознания неприемлемых для него влечений (преимущественно сексуальных) т травмирующих переживаний. В основу психотерапии положен анализ вытесненных комплексов с помощью толкования сновидений, свободных ассоциаций и т.п. Психическая структура личности в психоанализе: бессознательное "Оно" (область влечений); сознательное "Я", сдерживающее импульсы "Оно" посредством различных защитных механизмов; "Сверх-Я" (область нравственных установок и социальных норм).

ПСИХОЛОГИЯ (англ. - psychology, нем. - Psychologie) - наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных; изучает психику в её развитии у животных (сравнительная психология), в происхождении и развитии человечества (палеопсихология, историческая психология), в развитии каждого человека (возрастная психология) и проявлении в различных видах деятельности.

ПЕРЦИПИЕНТ - человек, на которого воздействует другой, называемый агентом; в случае воздействия внушением перципиента называют суггерендом.




Р

Раздражитель – любой фактор, воздействующий на организм и способный вызвать в нём какую-либо реакцию.

Рассеянность – неспособность внимания сконцентрироваться на объекте.

Рефлекс – автоматическая ответная реакция организма на действие какого либо внутреннего или внешнего раздражителя.




С

САНГВИНИК (англ. - sanguine persone, нем. - Sanguiniker) - восходящее к Гиппократу обозначение одного из четырёх типов темперамента; характеризуется подвижностью, общительностью, стремлением к частой смене впечатлений, быстрой возбудимостью и лёгкой сменяемостью эмоций.

СЕНСИТИВНОСТЬ, СЕНЗИТИВНОСТЬ (англ. - sensitivity, нем. - Schwellenempfindlichkeit) - психическое явление, выражающееся в повышенной степени реагирования (вплоть до неадекватных реакций) на эмоциональные раздражители. Может быть психическим состоянием, временным свойством личности или чертой характера.

СЕНСОРИКА (англ. - sensorica, нем. - Sensorika) - система психических явлений, обеспечивающих определённый уровень познания субъектом окружающей действительности через ощущения. Различают сенсорику: зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, термическую, тактильную.

СИНЕСТЕЗИЯ (англ. - synesthesia, нем. - Synasthesie) - психическое явление восприятия, при котором раздражение какого-то органа чувств наряду со свойственными для него ощущениями вызывает и ощущения, свойственные другому органу чувств. Наиболее распространённая форма синестезии (была отчётливо выражена у Н.А. Римского-Корсакова, К.И. Скрябина) - "цветной слух": звуковые ощущения при восприятии цвета.

СТРЕСС (англ. - stress, нем. - Stress) - состояние напряжения, подавленности, спада, возникающее у человека или животного под влиянием экстремальных воздействий. Учение о стрессе разработано Г. Селье.

СУГГЕСТИЯ (англ. - suggestion, нем. - Suggestion) - внушение.

Самооценка – оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков.

Саморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.

Самосознание – осознание человеком самого себя, своих собственных качеств.




Т

ТЕЗАУРУС (англ. - theasaurus, нем. - Tezaurus) - систмеа слов, связанных иерархией обозначаемых ими понятий и ассоциациями с ключевыми словами: 1) словарь, в котором показаны родовидовые и другие отношения между лексическими единицами; 2) в психологии - система содержания понятий, связанных: с образами, вызываемыми воображением; с образами и атрибутами познания. Термин введён автором словаря английского языка Р. Роже в 1852 году.

ТЕСТ (англ. - test, нем. - Prufung) - экспериментальный психологический метод исследования того или иного психического процесса, личности в целом ил группы. Применение тестов построено по принципу психологического моделирования и последующего психологического анализа.

ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ (англ. - type of nervous system, нем. - Nervensystemer) - физиологическое понятие и термин, положенные в основу теории темпераментов. Введены И.П. Павловым в 1927 году. Различают сильный и слабый типы нервной системы.

ТРЕМОР (англ. - tremor, trembling, нем. - Tremor) - непроизвольные ритмические мышечные сокращения, колебательные движения конечностей, головы при поражении нервной системы либо как следствие сильного утомления. Является противопоказанием к ряду профессий.

Талант – высокий уровень развития способностей человека, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности.

Творческое мышление – вид мышления, связанный с созданием или открытием чего либо нового.

Темперамент – динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках.




У

Убеждённость – уровень человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами.

Узнавание – отнесение воспринимаемого объекта к категории уже известных.

Умение – способность выполнять определённые действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия.

УПРАВЛЕНИЕ (англ. - management, нем. - Geschafsfuhrung) - в социальной психологии - вид индивидуальной или групповой деятельности как воздействия субъектов управления на объект управления для достижения цели управления. Если объектами управления выступают личности или коллективы, управление принимает форму руководства.

УСТАНОВКА (англ. - attitud, set, нем. - Attitude, Haltung) - готовность к определённой активности, зависящая от наличия потребности и объективной ситуации её удовлетворения. Понятие введено Д.Н. Узнадзе как основная категория теории установки.




Ф

Фрустрация – эмоционально тяжёлое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определённой желаемой цели.

Фенотип – приобретённые признаки или совокупность свойств, возникающих на основе определённого генотипа под влиянием обучения и воспитания.

Фанатизм – чрезмерная увлечённость человека чем либо, сопровождаемая снижением контроля за своим поведением, не критичностью в суждениях об объекте своей увлечённости.

ФЛЕГМАТИК (англ. - phlegmatic person, нем. - phlegmatisches Temperament) - восходящее к Гиппократу обозначение одного из четырёх типов темперамента; характеризуется медлительностью, слабым внешним выражением субъективных состояний, устойчивостью интересов и стремлений, спокойствием.




Х

Характер – совокупность свойств личности, определяющих типичные способы её реагирования на жизненные обстоятельства.

ХОЛЕРИК (англ. - cholerik, нем. - cholerisches Temperament) - восходящее к Гиппократу обозначение одного из четырёх типов темперамента; характеризуется бурным проявлением эмоций, резкими сменами настроения, неуравновешенностью и истощаемостью.




Ц

Ценности – то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придаёт особый, положительный жизненный смысл.

Центральная нервная система (Ц.Н.С.) – часть нервной системы, включающая головной, промежуточный и спинной мозг.

Центральный – характеристика нервных процессов, происходящих на высших уровнях Ц.Н.С.




Ч

ЧИСЛО МИЛЛЕРА (англ. - Miller number, нем. - Millers Zahl Nummer) - число, характеризующее наиболее оптимальное количество единиц запоминаемой информации, равное 7+2 или 7-2; выражается объём кратковременной памяти, который определяется не количеством слов в предложении, а числом информации и единиц значения и смысла слова. Понятие и термин психосемантики. Дж. Миллер в 1956 году вывел это число, обобщив имевшиеся ранее данные об объёме внимания и связав их с объёмом кратковременной памяти.

Черта личности – устойчивое свойство личности, определяющее характерное для неё поведение и мышление.

Честолюбие – стремление человека к успехам, рассчитанное на повышение его авторитета и признание со стороны окружающих.

Чувство – высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом.





Э

Эго - "Я" человека; один из трёх компонентов структуры личности по Фрейду, ответственный за связь с реальностью. Происходит от латинского Ego (Я).
Как один из компонентов структуры личности в теории З. Фрейда, который, согласно автору, действует в соответствии с принципом реальности (т.е. поддерживает связь с реальностью) и выполняет роль посредника между эгоистическими требованиями Ид и нравственными требованиями Супер-Эго; эго пользуется внутренними механизмами, защищающими личность от подсознательной тревоги.

Эгоизм - Склонность действовать преимущественно в собственных интересах.

Эгоцентризм – сосредоточенность сознания и внимания человека исключительно на самом себе, сопровождающаяся игнорированием того, что происходит вокруг.


Эгопатия - Устойчивые патологические изменения структуры Я.

Эйдетизм - Способность к воспроизведению в представлении предметов со всеми их деталями.


Экзальтированность - Склонность к сильным и глубоким эмоциональным переживаниям.

Эксгибиционизм - Половое извращение, характеризующееся тем, что сексуальное удовлетворение достигается при демонстрации половых органов лицам противоположного пола в обычных бытовых ситуациях.




Ю


Юмор - Юмор предполагает, что за смешным, за вызывающими смех недостатками чувствуется что-то положительное, привлекательное. С юмором смеются над недостатками любимого. С юмором относятся к смешным маленьким слабостям или не очень существенным и во всяком случае безобидным недостаткам, когда чувствуется, что за ними стоят реальные достоинства. Чистый юмор означает реалистическое приятие мира со всеми его слабостями и недостатками, которых не чуждо в реальной действительности обычно даже самое лучшее, но и со всем тем ценным, значительным и прекрасным, что за этими недостатками и слабостями скрывается.

Юность - Период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Хронологические границы юности определяются в психологии по-разному, наиболее часто выделяют раннюю юность, т.е. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет). К концу юношеского периода завершаются процессы физического созревания человека. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь.




Я

Я (Ich, Ego) - Понятие психоаналитической теории З. Фрейда, обозначающее аспекты личности, содержание которых образовано актуальными процессами восприятия, мышления, научения, необходимыми для эффективной адаптации к социальному миру. Выступает посредником между Сверх-Я (Super-Ego) и Оно (Id) и подчиняется принципу реальности.

Ятрогения - Неблагоприятное изменение состояния больного, обусловленное ситуацией лечения, неосознанными действиями врача, которые выступают в качестве негативного внушения.